Шекспир языком пластики: итальянец поставил в Екатеринбурге свой «Макбет»


Шекспир языком пластики: итальянец поставил в Екатеринбурге свой «Макбет»

Существует распространенное мнение, что в мире есть всего 7 классических сюжетов, которые способны вместить любые жизненные коллизии. Незабвенный Борхес в свое время сузил их число до четырех. Итальянский режиссер и хореограф Вальтер Маттеини пошел еще дальше - он убежден, что существует лишь один-единственный, главный сюжет, способный вобрать в себя все многообразие жизненных историй. Любовь - вот мерило правды и неправды, добра и зла, минувшего, настоящего и грядущего. И даже классику, изученную добуквенно, Маттеини не боится переписывать с чистого листа - с новой, одному ему ведомой интонацией. 26 апреля на малой сцене ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Макбет: история любви», созданного в сотрудничестве с труппой екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Чтобы почувствовать нерв истории, знать наизусть Шекспира необязательно. Достаточно знать, не понаслышке, что такое сильные чувства.

Изначальный сюжет шекспировской трагедии и правда служит лишь источником вдохновения, не более. Достаточно сказать, что разворачиваемая перед зрителем история начинается в тот момент, когда и сам Макбет, и его супруга, уже мертвы. Все в прошлом - и муки непростого выбора, и свершенное преступление, и бесславный конец, который, как трактует Маттеини, вовсе не конец, а только начало. Истинная любовь, нарушая все законы физики, продолжает властвовать душами, заставляя их снова и снова переживать каждый миг свершившейся трагедии. Однако историю нельзя повернуть вспять, ошибки нельзя исправить. Но и поставить точку, перевернуть страницу, покоиться с миром в забвении - главные герои не способны. Звеня натянутой струной, любовь вновь воскрешает их души.

Уральский «Макбет» - лишь одна составная часть хореографической трилогии, задуманной Маттеини. В мае родится «Гамлет» - его итальянец ставит вместе со своей родной труппой ImPerfect Dancers Company. В ноябре состоится премьера «Отелло» - этот спектакль станет совместным продуктом трех стран: Израиля, Италии и США.

К творчеству британского гения Маттеини обращается не случайно. «Шекспир - великий писатель, он меня вдохновляет и восхищает, - говорит хореограф. - Поднимаемые в его пьесах темы и взаимоотношения героев - вечные. И для каждой истории можно найти множество интерпретаций».

Маттеини подчеркивает, что осознанно ушел от классической трактовки шекспировского сюжета. «Я не чувствую творческой необходимости создавать еще одну версию «Макбета». Если вы хотите посмотреть еще одну классическую пьесу - это легко сделать в драматическом театре», - говорит он.

Стоит отметить, что при всей необычности подхода балет, представленный уральскому зрителю, отнюдь не лежит в плоскости оголтелого сценического эксперимента. Здесь нет ни цирковой эквилибристики, ни экзотических инсталляций, ни шокирующего саундтрека. В спектакле звучит музыка Эцио Боссо, Макса Рихтера и Антонио Вивальди, и, как подчеркивает режиссер, мелодическая линия сама выступает в качестве действующего лица - щемящая, пронзительная, тревожная, невероятно прекрасная и вместе с тем бесконечно грустная.

Декорации минималистичны и красноречивы. Пространство авансцены занавешено туго натянутыми струнами - образ настолько гениален в своей простоте, что кажется совершенно естественным. Практически отсутствует и грим - за исключением бутафорских пятен крови на костюмах главных героев. Но это лишь метка - знак пережитой трагедии. Все остальное рассказано языком пластики - нежность, страсть, любовь, ненависть, ревность, раскаяние - и так по кругу. Сцена, кажется, вибрирует от соприкосновения тел - так, что ты поневоле чувствуешь себя то ли соучастником преступления, то ли очевидцем интимной сцены.

История насыщена персонажами, однако расставить акценты в персоналиях не так-то просто - разве что три ведьмы-искусительницы узнаваемы без дальнейших пояснений. Все прочие герои - то ли призраки, то ли воспоминания, то ли реальные люди - настолько пластичны, что их образы перетекают один в другой. С кем встречается леди Макбет в финале трагической истории? Уж не с самой ли собой, отмывающей руки от невидимых пятен крови?..

Маттеини надеется, что рассказанная им история побудит зрителя заново перечитать «Макбета» - и открыть его с новой стороны. Или прочитать впервые - и здесь итальянец справляется со своей задачей как никто другой. Упрощенная (или усложненная?) до формата любовной драмы, шекспировская трагедия выглядит понятной и современной, находясь вне времени, вне исторического контекста. «В нашей истории нет эпохи - она может происходить как в прошлом, так и в наши дни, и даже в будущем, - говорит режиссер. - Нет времени. Есть любовь, которая всегда остается любовью. Как и ненависть, которая останется ненавистью всегда».

Текст подготовила Елена Загородняя («Вечерний Екатеринбург»), фото Вадима Балакина


Источник ekburg.ru 02.05.2017

Возврат к списку