Белая Башня


загрузка карты...

Бакинских комиссаров, 2
Доехать до Белой башни проще всего на метро до станции «Уралмаш», оттуда на трамваях 8, 17, 22 до остановки «Донбасская».
Водонапорная башня построена в 1928-31 годах по проекту архитектора М. Рейшера на Уралмаше, на стыке улиц Донбасской и Бакинских комиссаров. Вскоре после сдачи башню побелили, и официальное название "Водонапорная башня УЗТМ" быстро вытеснилось народным «Белая башня». Некоторые близлежащие магазины, а также известный в городе авторынок, включили Белую башню в свои названия. На данный момент башня заброшена.

В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом идёт строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода (поначалу воду привозили в бочках на лошадях). В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. После того, как эта идея получила поддержку главного инженера В. Фидлера, был объявлен экспресс-конкурс, на котором победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма — оно основывалось на пересечении двух геометрических тел — призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустройство двух смотровых площадок — на кровле бака и в маленьком консольном объеме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни равнялась 29 метрам, кроме того, она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой окружающего пространства.

Архитектурный образ водонапорной башни – классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры.

Изначально предполагалось сделать башню полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла. Железобетонные конструкции сооружения были разработаны московским проектным бюро Техбетон, проект металлического бака-резервуара по системе Инце был подготовлен в проектном бюро металлоконструкций под руководством С. Короткова. При сборке бака впервые в городе была использована техника электросварки, а не склепки. Бак был изготовлен за 5 месяцев — 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации. Нужно отметить, что бак башни Уралмаша в то время был самым крупным в мире и превышал по размерам на 50-70 кубометров аналогичный, возведенный в США в городе Чикаго.

Интересный факт:
Через час после торжественного заполнения бака водой и подписания акта о приёмке башни в эксплуатацию, произошло неожиданное событие. Днище бака "Инце" выгнулось, оборвалось, и все сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своём пути все случайные преграды, в том числе и вооружённого постового, пронеся его на 15 — 20 метров от башни.

Новое днище для бака решено было делать в железобетоне. За 4-5 дней инженер Прохоров произвел расчет нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к исполнению. Такими же рекордными темпами проект был осуществлен. Новое днище бака оказалось надежным. Так были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.

По завершении строительства башня была окрашена белой известью, благодаря чему за ней закрепилось имя "Белая башня".

В 1960-е годы Белая башня утратила своё функциональное значение, и встал вопрос о дальнейшем приспособлении её в структуре города.
 
В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, носящий уже тогда статус памятника, был выключен из жизни города и обречен на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередстоящего здания.

Несмотря на то, что башню, как пространственную доминанту, видно лишь с периферийных улиц, с любой другой точки Уралмаша можно заметить ее часть. Она остается одним из символов города Екатеринбурга.

В настоящее время ведутся обширные дискуссии о дальнейшей судьбе Белой Башни.