Неизвестные письма и рукописи Александра Башлачева

Выставки
Сенсационная выставка
Сенсационная выставка
до 1 июня
Сенсационная выставка «Неизвестные письма и рукописи Александра Башлачева» откроется в «Библионочь» 24 апреля в Белинке.

На ней впервые будут представлены ранее не публиковавшиеся шуточные стихи, пародии, письма, прозаические наброски, рисунки, обнаруженные в Екатеринбурге.

Особый интерес представляют пять законченных стихотворений, не встречающихся ни в одном полном собрании текстов Александра Башлачева. К примеру, можно будет увидеть автограф самого первого варианта знаменитой песни «Подвиг разведчика» под названием «Ошибка дяди Сэма».

Литературно-архивная композиция приурочена к 55-летию выдающегося поэта, совершившего переворот в отечественной рок-музыке, и посвящена Году литературы.

Материалы, не знакомые до этого даже исследователям творчества, позволяют по-новому и непредвзято взглянуть на уральский период жизни будущей звезды по имени СашБаш. А также на год работы в газете «Коммунист» родного Череповца, куда распределился недавний выпускник журфака Уральского университета, предшествовавший его ошеломляющему дебюту на рок-сцене в качестве автора «Времени колокольчиков». Именно в это время были написана часть тех песен, которые теперь знает вся Россия. Собранные воспоминания однокашников, а главное личные письма во многом опровергают образ, созданный в недавнем спектакле «Башлачев», закрытом из-за разразившегося скандала.

Выставка почти буквально следует постулату о том, что нельзя понять стихи поэта в отрыве от его биографии, но и судить о нем лишь по частным эпизодам жизни вне контекста сочиненного им – невозможно. Трагическое начало в Башлачеве удивительно уживалось с веселой и бесшабашной натурой. Рукописи, относящиеся к раннему творчеству, помогут отчасти реконструировать генезис становления поэта, возникновения его самобытного стиля, хотя и не выложат на блюдечке все ключи к раскрытию загадки, как скромный журналист, текстовик второразрядной рок-группы, призванный, по его же собственным словам, «на Второй Мировой поэзии годным и рядовым» – сумел сотворить такое. В кратчайший срок, за два с лишним года, создать несколько десятков невероятных по художественной мощи стихов-песен и, дойдя до крайних степеней новаторства и сложности поэтической речи, сделать ощутимую прививку чистого фольклора российской словесности, все дальше уходившей в постмодернизм.

Все цитируемые без цензурных изъятий письма датируются 1983-84 годами и адресованы ближайшему другу Саши в Свердловске Сергею Нохрину – сокурснику, журналист, поэту, барду и режиссеру документального кино.

Письма воссоздают немало любопытных личных историй. Башлачев всегда с любовью отзывался о своей «второй родине»: «Слово «Урал» действует на меня магически неотразимо. Вспоминая Свердловск, я смахиваю с ресниц капли сухого вина. Всех своих немногочисленных друзей я уже достал ностальгическими воспоминаниями о тебе и всех остальных, многие рвутся в Свердловск». На выставке можно увидеть прощальное письмо, связанное с моментом отъезда из города «бывшего студента УрГУ» или послание с военных сборов. В одном из писем рассказывается случай, как в редакции, где работал Александр, появился новый сотрудник, оказавшийся человеком, написавшим донос на «антисоветское» выступление студенческого театра, в котором участвовал Башлачев. Из-за чего «артисты» едва не были отчислены с пятого курса.

Много жалоб встречается и на службу журналистом в партийной прессе, которой СашБаш тяготился: «Я ежедневно вкручиваю в свои пустые глазницы две электрические лампочки и начинаю освещать работу комсомола нашего славного города, но где-то к обеду спираль теряет свой накал, а после обеда наступают полные потемки. Мои батарейки слишком слабы, чтобы выдерживать это напряжение, а становится прожектором-стационаром и бодро включаться в общую электросеть мне все еще не хочется».

Последнее по дате письмо заканчивается фразой: «Ну, спешу на поезд. Впереди встреча с «Аквариумом», Майком и пр.».

Отдельная страница в экспозиции посвящена настоящему «Сальери», который входил в узкий круг друзей поэта.

Впервые обнародуются и фрагменты политической сатиры «Из жизни насекомых», считавшейся утраченной. Пикантность состоит в том, что она была в виде театральной миниатюры показана студентами на открытии Дома печати – в зале, где присутствовал сам Борис Ельцин. И когда в зале повисло гнетущее молчание («в такой момент не рыпайся, а лучше не дыши», как напишет доморощенный сатирик чуть позже) тогда еще первый секретарь обкома неожиданно зааплодировал, фактически одобрив сатирический опус Башлачева.

Приводятся и некоторые апокрифы из биографии поэта. «Есть такая история, почти легенда. После учебы Саша поехал в Москву и познакомился с Аллой Пугачевой. Они сидели допоздна, Саша ей пел свои песни. Вечер уже, и Пугачева спрашивает его обеспокоено: «Саша, тебе, наверно, ночевать негде?» А Саша отвечает томно, задумчиво: «Ночевать мне есть где. Мне жить негде».

Выставка «Неизвестные письма и рукописи Александра Башлачева» в зале Библиотеки им. Белинского будет демонстрироваться до начала июня.

Справки по телефону: (343)371–26–48


Вход бесплатный!

Похожие события