Выставка " К 100-летию супрематизма"

Выставки
Выставка к 100-летию «Чёрного квадрата» Малевича
Выставка к 100-летию «Чёрного квадрата» Малевича
2-28 сентября, 10:00-18:00
2 сентября в 18:00  открывается выставка, посвящённая 100-летию «Чёрного квадрата» К. Малевича (1878—1935)  и  115-летнему юбилею автора. В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге -  два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Первый «Черный супрематический квадрат» датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее. Эти произведения сделали Казимира Малевича  основателем и лидером супрематизма (от лат. «supremus» - наивысший) – направления в авангардистском искусстве, разновидности геометрической абстракции, где главными коспонентами произвелений становятся геометрическая форма и открытый цвет, а принципом выразительности – математически выверенная абстрактная композиция.

Ждем в в малом зале Союза художников (Куйбышева, 97)
Выставка работает: 2-28 сентября 2015. Свободный доступ: с 10-00 до 18-00. Выходной воскресенье.

О выставке:
Истоком «Черного квадрата» была работа Малевича над декорациями к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем», в создании авангардного спектакля также принимали участие  поэты Велимир Хлебников и Алексей Крученых В названии оперы закодировано аллегорическое выражение затмения,  в котором авторы усматривали положительный смысл: победу нового мира над старым, науки и техники - над природой, торжество ума -над стихией. Хор в опере исполняет: «Мы вольные. Разбитое солнце. Здравствует тьма!»
Впервые как самостоятельное произведение «Чёрный квадрат» был показан на Последней футуристической выставке картин «0,10», открывшейся в Петрограде 17 декабря 1915 года, и стал  символом новой эры в искусстве и вообще в истории культуры. Казимир  Малевич называл свое творение «голой без рамы иконой своего времени» и так отзываллся о нём: «…кто он и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его в дух творящий. ...вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и вся природа запечатлела образ его Бога в облике, подобном человеческому, но если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо черного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нем вижу».
«Чёрный квадрат» как будто предвосхитил грядущие катаклизмы - в 1914 г. разразилась Первая мировая война, потом были революция и гражданская война, полностью перекроившие мир. Сам К. Малевич о своей эпохе отзывался так: «Сейчас время особое, может быть, никогда не было такого времени, времени анализов и результатов всех систем, некогда существовавших, и к нашей демаркационной линии века принесут новые знаки. В них мы увидим несовершенства, которые сводили к делению и розни, и, может быть, от них возьмем только рознь, чтобы выстроить систему единства». Таким образом, супрематизм (как и воплощавший его «Черный квадрат») были для К. Малевича не только символом конца искусства, но и вообще символом конца жизни, из которой должна была возродиться новая - светлая и прекрасная.

Уральские художники  С. Айнутдинов, В. и Л. Анциферовы, В. Воинкова, С. Ганзина, Ю. Ельешов, В. Зуев, А. Маврин, И. Пчельников, А. Савинов, А. Сивков, А. Степанов, А. Таксис, Е. Шашмурина представляют своё видение, своё прочтение произведения, изменившего эпоху. Живописные и графические опусы, пространственные композиции воплощают как дух революционных противоречий, художественных экспериментов, так и парадоксальность мышления и  амбивалентность смыслов современной культуры и исторического прошлого. Насколько идеи К. Малевича – об абсолютной свободе художника-демиурга и возможности визуально воплотить чистый акт творения - удалось запечатлеть уральским авторам, смогут судить зрители, посетившие экспозицию.

Вход бесплатный!

загрузка карты...

Похожие события