Ретроспектива Андрея Тарковского: «Сталкер»Кино
![]()
Ретроспектива фильмов, отреставрированных «Мосфильмом» к 85-летию режиссера 4 апреля в 19:00 в кинотеатре «Салют» покажут фильм Андрея Тарковского «Сталкер». В начале апреля «Иноекино» предоставит своим зрителям уникальную возможность увидеть отреставрированные версии четырех фильмов Андрея Тарковского на большом экране. В программу вошли фильмы, снятые до переезда Тарковского в Италию: «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Андрей Тарковский — не только «символ» и культовая фигура для отечественного кино, уже при жизни признанный классиком, но и «живой», волнующий автор, фильмы которого обладают уникальной фактурой и атмосферой, цепляющей современного зрителя так же, как и 40–50 лет назад. Практика реставрации картин, снятых на пленку, в России существует довольно давно и реализуется, в основном, на базе московской киностудии «Мосфильм». Реставрация классических советских фильмов – своеобразная попытка удержать и сохранить пленочное кино с помощью современных технических средств. Процесс этот сложный и долгосрочный. Главный инженер Киноконцерна «Мосфильм» Игорь Богдасаров так описывает процедуру восстановления: «Все начинается с поиска исходника и его анализа. Мы пытаемся сделать так, чтобы картина соответствовала задумке ее создателя, выглядела именно так, как он бы этого хотел. Дефектов может быть множество – и искривление продольное, и искривление поперечное, и смещение перфорации. Это сложный процесс с массой вовлеченных в него людей и сложной аппаратуры. Мы сканируем все кадры, каждый из которых может быть разным по цвету. Мы считали – в некоторых кадрах было по тысяче артефактов. Это все делается автоматически, но мы предпочитаем работать вручную, иначе можно удалить что-то важное, несущее смысл». Не упустите возможность — не важно, видели вы эти фильмы или будете смотреть впервые — большой экран, отличное качество звука и изображения, которое было достигнуто путем тщательной работы множества профессионалов и консультантов — опыт, который стоит того, чтобы выбраться в кино. «Сталкер» СССР, 1979 Режиссер: Андрей Тарковский. В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько. Авторы сценария: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский (не указан в титрах). Операторы: Александр Княжинский, Леонид Калашников, Георгий Рерберг. Композитор: Эдуард Артемьев. «Сталкер» – пятая из семи крупнейших работ режиссера, которой открывается «поздний» период творчества Тарковского, представляет собой непрерывное и неторопливое повествование о пути и самый медленный road-movie в истории кино. Фильм снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» и рассказывает историю о таинственной Зоне, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Туда отправляются трое героев — Профессор, Писатель и их проводник Сталкер, который зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону. Аскетичность киноязыка и сочетание цветных и черно-белых кадров создают атмосферу этого уникального фильма, влияние которого на мировое кино сложно переоценить. Большую роль в создании уникальной поэтики «Сталкера» сыграла музыка Эдуарда Артемьева. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трех лет. При проявке первый вариант был практически полностью уничтожен — Тарковский переснимал картину трижды, каждый раз работая с разными операторами и художниками-постановщиками. Картина получила приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года и заслужила особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году. Премьера отреставрированной копии «Сталкера» произошла на 73-м Венецианском международном кинофестивале в 2016 году и была приурочена к 30-летней годовщине смерти режиссера. Похожие события |
|